Название: Русский экскурсант Издательство: Ярославль: 1914 - Соколов Н.С. (отв. редактор-издатель); с 1915 - Вахромеев С.И. (издатель) Редакторы: 1914 - Первухин Н.Г., Критский П.А.; с 1915 - Соколов Н.С., Первухин Н.Г., Критский П.А. Год: 1914-1916 Количество страниц: 1080 Формат: PDF Размер: 872,69 MB Язык: русский дореформенный
«Одним их самых заметных явлений в области экскурсионно-туристического дела и пропаганде памятников истории и культуры стало издание Ярославской экскурсионной комиссией специализированного журнала «Русский экскурсант». Он начал выходить с марта 1914 года. Цель этого издания определялась издателями так: «содействие развитию в русской молодежи путем экскурсий любви к родине и знакомства с нею». Для осуществления этой задачи журнал пытался объединить все общественные и частные организации, занимавшиеся экскурсионным делом в России, содействовать учебным заведениям и отдельным лицам в подготовке и организации экскурсий...
Состав редакции был довольно широким. В нее входили представители различных городов страны: Москвы, Петрограда, Казани, Твери, Воронежа, Нижнего Новгорода, Владивостока. Представлены уездные города Ярославской губернии: Ростов, Рыбинск, Молога. От Ярославля в редакции работали известные краеведы и преподаватели учебных заведений: Н. С. Ашукин, М. А. Богданович, В. К. Бурцев, А. И. Кандауров, В. Н. Липенский, Н. Г. Огурцов, Н. Г. Первухин, И. А. Тихомиров. Члены редакции журнала занимались подготовкой путеводителей. Особенно активно эту работу проводил П. А. Критский. «Русский экскурсант», по сути, стал первым провинциальным туристско-экскурсионным журналом в России. На его страницах публиковались статьи, посвященные различным достопримечательностям страны. На первый взгляд, издание подобного журнала в провинции должно было привести к тому, что объектами, представляемыми на его страницах, должны были стать, прежде всего, памятники местной истории и культуры. На самом же деле на страницах журнала они занимали весьма скромное место. В основном это уже известные памятники, такие как Толгский монастырь, Ростовский кремль. Гораздо больше внимания уделялось описанию других городов России, где предлагались к осмотру различные объекты. Так, например, довольно подробно журнал знакомил с памятниками города Мурома. Кроме исторической справки о городе автор статьи представлял Богородице-Рождественский собор с его главной святыней - мощами святых Петра и Февронии, рядом древних икон и предметами культа. Подробное описание давалось Благовещенскому монастырю, где главной святыней были мощи князей Константина, Михаила и Федора, иконы ХVII века, а также Троицкому монастырю с гробницей схимонаха Юлиана. Давалась информация по отдельным храмам: Преображенскому, Козмодемьянскому, Воскресенскому, Георгиевскому. Все описания сопровождались весьма качественными фотографиями, дающими представление об описываемом памятнике. В целом информация, представленная в статье, не только позволяла спланировать маршрут для осмотра памятников, но и просто использовать сведения для просветительских ли образовательных целей любому человеку, интересующемуся историей страны. Аналогичные описания памятников давались по другим российским городам. Довольно обширная статья посвящена Боровску. Это описание носит несколько иной характер. Автор описывает собственную экскурсию, поэтому достопримечательности выбирались им с точки зрения своих интересов. Довольно много места уделено маршруту и транспортным возможностям его построения. Имеется подробная историческая справка о местности. Предлагается описание Пафнутьевского монастыря, с множеством подробных сведений из его истории. В Боровске автор представляет как достопримечательность могилу боярыни Морозовой, большую раскольничью библиотеку при Покровской церкви с уникальными рукописными книгами, ряд православных церквей с редкими иконами. Отмечены памятники в окрестностях города: Петровы горы, озеро, ручей Текижа, село Высокое. Отдельные статьи в журнале представляют памятники Владимира, Твери, Соловецких островов. Примечательно, что не только известные памятники привлекали внимание авторов журнала. Даются описания памятников, расположенных в сельской местности, причем весьма отдаленной от транспортных путей. Много внимания уделялось экскурсионным маршрутам по рекам. Особенно подробные сведения приводятся по памятникам и достопримечательностям, расположенных по волжским, волховским и днепровским берегам. Водные путешествия могли быть не только по рекам, но и по озерам, где на островах располагались монастыри, храмы, памятники природы. Так, например, интересны описания памятников на островах Ладожского озера: Коневецкого, Валаамского монастырей. На страницах журнала представлена еще одна группа экскурсий, в ходе которых даются описания различных памятников, расположенных вдали от традиционных экскурсионных центров. Это памятники Крыма, Кавказа, Урала. Не обошли вниманием авторы журнала места, связанные с известными русскими писателями. Краевед Н. Ашукин представил, например, в своей статье описание усадьбы семьи Некрасовых в селе Грешневе и церкви в селе Абакумцеве, и, хотя эти описания не дают подробностей по состоянию памятников, они снабжены живыми характеристиками людей, вспоминавших семью Некрасовых. Исследователь Г. Добряков дает описание остатков усадьбы К. Н. Батюшкова в селе Хантово, в основном речь идет о старом парке, который запечатлен в стихах поэта. Более подробно дается описание города Белева, что в Тульской губернии, который связан с жизнью и деятельностью В. А. Жуковского. В статье представлены памятники, связанные с пребыванием поэта в городе, а также экспонаты местного музея: автографы самого поэта, его современников, написанные им офорты и картины. На страницах журнала представлены и другие музеи, но, как правило, их описание весьма кратко. Материалы журнала не исчерпывались лишь сведениями о памятниках истории и культуры. Печатались предполагаемые маршруты, описания экскурсий, осуществленных различными группами, как правило, ученическими. В журнале печатались фотографии памятников архитектуры, экспонатов различных музеев. Такой материал позволял наглядно представить многие возможные экскурсионные объекты. Велась также хроника экскурсионно-туристической работы в стране. С этой целью редакция вела обширную переписку со своими корреспондентами. На сегодняшний день эти материалы позволяют получить подробные сведения о направлениях и маршрутах экскурсионной работы в стране в предреволюционные годы, в том числе и сведения по памятникам культуры, интересовавшим экскурсантов. Журнал анализировал опыт по приему туристов и публиковал методические и обзорные статьи для тех, кто мог использовать опыт ярославцев. В подобных статьях не только предлагались приемы ведения экскурсий, но и давалась информация по аналогичной деятельности в других регионах страны. Накопленный в городе опыт по организации экскурсионного дела, позволил провести в 1916 году специальное совещание по этому вопросу, на котором был обобщен опыт экскурсионной работы в условиях военного времени. Помимо традиционных исторических, этнографических, естественно-исторических экскурсий предлагалось вести экскурсии археологические, литературные, бытовые. Это означало, что расширялся круг памятников, которые должны были популяризироваться на страницах журнала. Но этим планам не суждено было осуществиться. События 1917 года отодвинули эту работу на несколько лет. В то же время, накопленный журналом опыт не был забыт. Экскурсионная практика 1920-х годов показывает, что многие предложенные маршруты были использованы в работе ярославских краеведов и учителей. Пропаганда памятников культуры имела важное значение для формирования исторического сознания у различных групп населения страны. Подготовка с этой целью путеводителей, издание специального журнала способствовали расширению краеведческой работы, ее углублению, привлечению к ней новых людей, заинтересованных в сохранении культурного наследия. Таким образом, накопленный в начале ХХ века опыт по популяризации памятников культуры, позволил местной интеллигенции продолжить работу и после революции. Это нашло отражение в широкой краеведческой работе, в спасении памятников культуры после мятежа 1918 года, в создании многочисленных музеев, в широкой культурно-просветительской работе. Опыт экскурсионной работы с детьми был использован при разработке новых методов преподавания в советской школе 1920-х годов.» /Салова Ю.Г./